~ Музыка дальних странствий ~
Малийский музыкант Тумани Диабате считается наиболее плодотворным и успешным исполнителем африканского континента. Он - представитель древней династии народных сказителей и исполнителей обрядовых песен. Именно Тумани Диабате был тем, кто представил всему миру 21-струнную лютню ко́ру, благодаря чему её теперь используют как сольный концертный инструмент. Он плодотворно сотрудничает с исполнителями самых разных музыкальных жанров. За время своей карьеры виртуоз успел обзавестись массой преданных поклонников по всей планете, включая даже президента США Барака Обаму, который назвал совместный альбом малийского користа с американским блюзменом Тадж Махалом «Kulanjan» своим любимым диском. Сейчас мистер Диабате - президент и руководитель организации «Mandinka Kora Productions», проводящей семинары, фестивали и различные культурные мероприятия, которые знакомят людей с малийскими обычаями. В бамакской Консерватории искусств, культуры и мультимедиа он преподаёт современную и народную музыку, а также игру на ко́ре. В 2004 году на фестивале «Mawazine», организованном королём Марокко Мохаммедом VI, малийскому музыканту вручили приз ЮНЕСКО «Zyriab des Virtuoses». Он стал первым чернокожим африканцем, который когда-либо получал эту награду. В декабре 2008 года Тумани Диабате был назначен послом доброй воли ЮНЭЙДС (объединение организаций ООН, созданное для борьбы в глобальном масштабе с эпидемией ВИЧ и СПИДа и её последствиями). А в марте 2014 года лондонская Школа восточных и африканских исследований наградила его почётной степенью доктора музыки в знак признания его масштабной работы по популяризации ко́ры и традиционной музыки Мали во всём мире...
Тумани появился на свет в 1965 году в Бамако (столице Мали), в семье гриотов, чья родословная насчитывает более 70 поколений музыкантов. Поэтому все его родственники, так или иначе, причастны к музыке. Его двоюродная сестра Сона Джобарте стала первой женщиной користкой из семьи гриотов, а младший брат Мамаду Сидики Диабате - тоже видный мастер игры на этом инструменте. Отец семейства, Сидики Диабате «Старший», был настоящей легендой Западной Африки. Его называли королём ко́ры за виртуозный и уникальный стиль игры, отголоски которого слышны и в работах Тумани. Несмотря на музыкальное окружение, в котором он рос, мальчик занимался музыкой самостоятельно. Он никогда не получал уроков игры у своего сурового отца, а только слушал и мотал на ус, как тот играет. Парень взял в руки ко́ру в неполные 5 лет. Как раз в то время малийское правительство внедряло активные программы по поддержке национальных культурных традиций, поощряя ансамбли, играющие народную музыку. В один из таких коллективов из города Куликоро (около 60 километров к востоку от Бамако) и был приглашён Тумани, когда стал постарше. В составе ансамбля состоялся его успешный сценический дебют. Юному користу было всего 13 лет. Позднее парень присоединился к группе талантливых молодых музыкантов, которые аккомпанировали великой диве Кандии Куйяте. Он впервые попал в Европу в 1986 году в составе ансамбля, сопровождавшего малийского певца Усмана Сако. Закончилось всё тем, что Тумани остался в Лондоне на целых 7 месяцев. В этот период он засветился на альбоме «Ba Togoma» в числе музыкантов ансамбля своего отца, а затем сумел заключить контракт с лейблом «Hannibal» и всего за несколько часов записал свой дебютный сольный альбом «Kaira» - первый в истории диск, где звучит только ко́ра. Мощный, цепляющий за живое, полный захватывающих импровизаций - этот альбом сделал 21-летнего музыканта звездой у себя на родине и весьма востребованным исполнителем на международном уровне. Эта пластинка стала настоящим бестселлером...
Тогда у молодого артиста появился довольно плотный концертный график, включавший и выступления на всевозможных фестивалях. Пребывание в Великобритании существенно расширило его познания о мире музыки за пределами Мали, ведь он имел прекрасную возможность общаться и работать в неформальной обстановке с музыкантами самых разных жанров. Будучи по натуре экспериментатором, Тумани никогда не упускал случая окунуться в атмосферу других музыкальных стилей. Знаковым стало его сотрудничество с испанской группой «Ketama» и британским басистом Дэнни Томпсоном, с которыми он записал два замечательных альбома. Его следующим шагом по расширению стилистических границ стало создание группы «Symmetric Orchestra», название которой отражает идеальный баланс или «симметрию» между старинной народной и современной музыкой. В период 1990-х годов артист активно выступал на фестивалях и концертах по всему миру, делая всё возможное, чтобы привлечь интерес публики к музыке Мали в целом и к ко́ре в частности. Ни на миг не прекращая попытки заглянуть за жанровые горизонты, музыкант опробовал тип инструментального ансамбля, играющего смесь джаза, джугалбанди и музыки гриотов. Результатом этого стилистического слияния стал альбом «Djelika», увидевший свет в 1995 году. В этой работе приняли участие блестящий мастер игры на нгони Бассеку Куяте и виртуоз балафона Келетигуи Диабате. На закате тысячелетия, в 1999 году, Тумани Диабате записал вместе с Баллаке Сиссоко дуэт на ко́ре. Кстати, их уважаемые отцы в 1970 году выпустили классический альбом «Ancient Strings», поэтому свой новый диск сыновья назвали «New Ancient Strings». Это была их дань уважения оригинальной записи, и попытка донести материал до современной аудитории. Кроме того, как у себя на родине, так и за рубежом, Тумани принимал участие во множестве проектов, о которых мы ещё обязательно вспомним в наших будущих выпусках. В данной же подборке мы насладимся наиболее яркими моментами его музыкальных странствий... ))
все выпуски рубрики - https://vk.com/page-48007691_44359514
#Toumani_Diabate #soundland_pub #faraway_journeys_music (#ToumaniDiabate\#afro_beat\#afrobeat\#афробит\#afro_jazz\#афроджаз\#ethno_music\#folk_fusion\#фолк_фьюжн\#world_music\#afrojazz\#worldbeat\#world_beat\#этническая_музыка\#Ketama\#Jose_Soto\#Ballake_Sissoko\#Ali_Farka_Toure\#Taj_Mahal\#Roswell_Rudd\#Sidiki_Diabate\#Arnaldo_Antunes\#Egdard_Scandurra\#Damon_Albarn)